Календарный учебный график на 2016-2017 год

2016-2017 учебный год

Учебный план 1-3 классы

Принят

решением педагогического

совета от 24.05.2016 г.

протокол № 5

Утвержден

приказом № 42-Д

от  27.05.2016

Учебный план

КГКОУ ШИ 14 г. Амурска

на 2016-2017 учебный год

1 – 3 классы

 

Образовательные области Учебные предметы

Классы

Число учебных часов в неделю
1 2 3 4
Обязательная часть    
1.Язык и речевая практика 1.1.Русский язык 3 3 3 3
1.2.Чтение 3 4 4 4
1.3.Речевая практика 2 2 2 2
2.Математика 2.1.Математика 3 4 4 4
3.Естествознание 3.1.Мир природы и человека 2 1 1 1
4.Искусство 4.1.Музыка 2 1 1 1
4.2.ИЗО 1 1 1 1
5.Физическая культура 5.1.Физическая культура 3 3 3 3
6.Технологии 6.1.Ручной труд 2 1 1 1
Итого: 21 20 20 20
Часть, формируемая участниками образовательных отношений 1.Русский язык

2.Математика

3.Ручной труд

1

1

1

1

1

1

1

1

1

Максимально допустимая годовая нагрузка (при 5-дневной учебной неделе) 21 23 23 23
Коррекционно-развивающая область 1.Логопедич. занятия

2.Психокор. занятия

3.Ритмика

3

2

1

3

2

1

3

2

1

3

2

1

Внеурочная деятельность Духовно-нравственное направление 1 1 1 4
Спортивно оздоровительное 1
Общекультурное направление 1 1
Социальное направление 2 2 2
Всего к финансированию 31 33 33 33

 

Учебный план составлен на основе примерного учебного плана для образовательных организаций, реализующих адаптированную основную общеобразовательную программу образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденной приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. № 1599

Пояснительная записка к учебным планам обучающихся 1-3 классов

Пояснительная записка к учебным планам

обучающихся 1-3 классов на 2016-2017 учебный год

КГКОУ ШИ 14

Учебный план КГКОУ ШИ 14 для обучающихся 1-3 классов разработан на основе Приказа Минобрнауки России № 1599 от 19.12.2014 «Об утверждении федерального государственного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

Учебный план фиксирует общий объем нагрузки, максимальный объем аудиторной нагрузки обучающихся, состав и структуру обязательных предметных областей, распределяет учебное время, отводимое на их освоение по классам по учебным предметам.

Учебный план определяет общие рамки принимаемых решений при разработке содержания образования, требований к его усвоению и организации образовательного процесса, а также выступает в качестве одного из основных механизмов его реализации.

На каждом этапе обучения в учебном плане представлены предметные области и коррекционно-развивающая область. Содержание общего образования обучающихся с умственной отсталостью реализуется преимущественно за счет введения учебных предметов, обеспечивающих целостное восприятие мира, с учетом их особых образовательных потребностей и возможностей, а также коррекционно-развивающих курсов, направленных на коррекцию недостатков психической сферы обучающихся, а также их социальное развитие.

Учебный план состоит из двух частей – обязательной части и части, формируемой участниками образовательных отношений.

Обязательная часть учебного плана определяет состав учебных предметных областей и учебное время, отводимое на их изучение. Обязательная часть учебного плана отражает содержание образования, которое обеспечивает достижение важнейших целей современного образования обучающихся с умственной отсталостью:

  • формирование жизненных компетенций, обеспечивающих овладение системой социальных отношений и социальное развитие обучающегося, а также его интеграцию в социальное окружение;
  • формирование основ нравственного развития обучающихся, приобщение их к общекультурным, национальным и этнокультурным ценностям;
  • формирование здорового образа жизни, элементарных правил поведения в экстремальных ситуациях.

Часть учебного плана, формируемая участниками образовательных отношений, обеспечивает реализацию особых (специфических) образовательных потребностей, характерных для данной группы обучающихся, а также индивидуальных потребностей каждого обучающегося. Во 2-ом и 3-ем классах, время, отводимое на данную часть внутри максимально допустимой недельной нагрузки обучающихся использовано на увеличение учебных часов предмета «Русский язык» – прибавлен 1 час, «Ручной труд» – 1 час, «Математика» – 1 час.

Содержание коррекционно-развивающей области представлено в учебном плане логопедическими, психокоррекционными занятиями и ритмикой. Выбор коррекционно-развивающих курсов для индивидуальных и групповых занятий, их количественное соотношение осуществляется школой, исходя из психофизических особенностей обучающихся с умственной отсталостью на основании рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии и индивидуальной программы реабилитации ребенка-инвалида. Всего на коррекционно-развивающую область отводится 6 часов в неделю.

Продолжительность учебной недели составляет 5 дней. Пятидневная учебная неделя устанавливается в целях сохранения и укрепления здоровья обучающихся. Обучение проходит в одну смену.

Продолжительность учебных занятий не превышает 40 минут. В 1-ом классе используется «ступенчатый» режим обучения: в сентябре по 3 урока в день по  35 минут каждый, октябре-декабре – по 4 урока по 35 минут каждый; январь-май – по 4 урока по 40 минут каждый.

Продолжительность учебного года на первой ступени обучения составляет 34 недели, а в 1-ом классе – 33 недели. Продолжительность каникул течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом не менее 8 недель. Для обучающихся 1 класса устанавливаются в течение года дополнительные каникулы в феврале в течение 1 недели.

Для детей, которые по состоянию здоровья не могут обучаться в школе и нуждаются в индивидуальном режиме учебной деятельности, организуется индивидуальное обучение на дому.

Знания по общеобразовательным предметам имеют практическую направленность. Образовательная область «Язык и речевая практика» представлена учебными дисциплинами «Русский язык», «Чтение», «Речевая практика».  Изучение материала строится на принципах как орфографического, так и коммуникативного подхода, который направлен на развитие устной и письменной речи, орфографические правила и грамматические понятия обеспечивают самостоятельное связное высказывание обучающегося в устной или письменной речи.

Образовательная область «Математика» представлена элементарной математикой и в ее структуре геометрическими понятиями.

Образовательная область «Естествознание» реализуется через предмет «Мир природы и человека», изучение которого помогает обучающимся в коррекции устной связной речи и расширяет знания о свойствах живой и неживой природы.

Образовательная область «Искусство» представлена учебными дисциплинами «Музыка» и «Изобразительное искусство».

Образовательная область «Физическая культура» представлена уроками физкультуры.

Образовательная область «Технология» является одной из важнейшей в учебном плане и представлена предметом «Ручной труд». Задачей трудового обучения является формирование потребности в труде, положительной мотивации к трудовой деятельности. Во 2-ом классе данный предмет имеет первостепенной значение в коррекции моторных навыков и в развитии пространственной ориентировки.

Внеурочная деятельность организуется в соответствие с требованиями ФГОС по направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное. Организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в КГКОУ ШИ 14. Школа-интернат предоставляет обучающимся возможность выбора занятий, направленных на их развитие.

Учебный план 4-9 классы

Принят на педсовете

24.05. 2016

протокол № 5

Утвержден приказом

№ 42-Д от 27.05.2016

Учебный план

КГКОУ ШИ 14 г. Амурска

на 2016-2017 учебный год

4-9 классы

Образовательные области Число учебных часов в неделю
 3 4 5 6 7 8 9
I

Общеобразовательные  курсы

Чтение и развитие речи

Письмо и развитие речи

Математика

Природа

Природоведение

Биология

География

Обществознание

История Отечества

Обществознание

Искусство

Изобразительное  искусство

Музыка и пение

Физкультура

II

Трудовая подготовка

Трудовое обучение

Профессионально-трудовое обучение

Трудовая практика (в днях)

5

5

6

1

1

2

2

4

5

6

1

1

2

4

4

5

6

2

1

1

2

6

10

4

4

6

2

2

1

1

2

8

10

3

4

5

2

2

2

1

1

2

10

10

3

4

5

2

2

2

1

1

2

12

20

3

4

4

2

2

2

1

2

14

20

III

Коррекционная подготовка

Развитие устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности

Ритмика

Социально-бытовая ориентировка (СБО)

Обязательные индивидуальные и

групповые коррекционные занятия

2

1

2

2

1

2

1

1

2

1

2

1

2 2
Итого: обязательная нагрузка учащегося 27 28 29 33 35 36 36
Факультативные занятия 2 2 2 2 2
Всего: максимальная нагрузка учащегося 27 28 31 35 37 38 38
Логопедические занятия

ЛФК

Развитие психомоторики и сенсорных процессов

4

1

2

3

1

2

3 2 2

Пояснительная записка к Учебному плану 4-9 классов

Пояснительная записка к Учебному плану 4-9 классов

КГКОУ ШИ 14

на 2016-2017 учебный год

Учебный план составлен на основе «Базисного учебного плана специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида», утвержденного приказом Министерства Образования РФ от 10.04.2002г. № 29/2065-П.

Учебный план для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает девятилетний срок обучения как наиболее оптимальный для получения ими общего образования и профессионально-трудовой подготовки, необходимых для их социальной адаптации и реабилитации.

Рабочие программы 4 классов по предметам составляются на основе программ для коррекционных образовательных учреждений VIII вида 1-4 классы под редакцией Воронковой В.В. – М.: Просвещение, 1999г., рекомендовано Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации. В 5-9 классах продолжается обучение общеобразовательным предметам и вводится трудовое обучение, имеющее профессиональную направленность.

Рабочие программы по предметам составляются на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.- Сб.1. – 224 с. Сб. 2. – 304 с.

Учебный план включает общеобразовательные предметы, содержание которых приспособлено к возможностям умственно отсталых обучающихся, специфические коррекционные предметы, а также индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

В 4-9 классах из традиционных обязательных учебных предметов изучаются: русский язык (чтение и письмо), математика, биология, история, география, изобразительное искусство, пение и музыка, осуществляется физическое воспитание, трудовое и профессионально-трудовое обучение. В 5 класс введено природоведение, 8-9 классы – обществознание. Черчение как учебный предмет, имеющий прикладной характер, включено в курс трудовой подготовки. В 5-9 классах из математики один час отводится на изучение элементов геометрии.

К коррекционным занятиям в 4 классах относятся занятия по развитию устной речи на основе изучения предметов и явлений окружающей действительности, специальные занятия по ритмике, а в старших (5-9) классах – социально-бытовая ориентировка (СБО).

Специфической формой организации учебных занятий являются коррекционные (индивидуальные и групповые) логопедические занятия (4-7 классы), ЛФК (4 классы) и занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов (4 классы) для обучающихся с выраженными речевыми, двигательными или другими нарушениями.

На коррекционные индивидуальные и групповые занятия по логопедии, ЛФК и развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а занятия ЛФК и в соответствии с медицинскими рекомендациями.

Дополнительный третий час урока физкультуры предусмотрен на внеклассную работу с городскими детьми (4 часа на 4 группы детей) и один час в неделю спортивный час у воспитанников в интернате.

В 5-9 классах предусмотрены факультативные занятия, а также летняя трудовая практика по профилю обучения.

Часы, отведенные на факультативные занятия, использованы на занятия по обучению компьютерной грамотности.

Факультативные занятия проводятся с небольшими группами обучающихся для получения ими дополнительных жизненно необходимых знаний и умений, дающих возможность более широкого выбора профессии и свободной ориентировки в современном обществе и быту.

Для занятий по трудовому обучению обучающиеся 5-9 классов и СБО делятся на 2 группы. Комплектование групп осуществляется с учетом интеллектуальных, психофизических особенностей обучающихся и рекомендаций врача.

Продолжительность урока в 3-9 классах – 45 минут.

Летняя трудовая практика в 5-7 классах (в течение 10 дней), 8-9 классах (в течение 20 дней) по окончании учебного года или в том же объеме в течение года при продлении срока обучения на базе школьных мастерских.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, установленными министерством образования и науки Хабаровского края.

По окончании IX класса обучающиеся сдают экзамен по профилю профессионально-трудового обучения и получают свидетельство об обучении установленного образца.

Учебный план 5-9 классы для детей с умеренной умственной отсталостью

Принят

решением педагогического

совета от 24.05.2016 г.

протокол № 5

Утвержден

приказом №  42-Д

от  27.05.2016

Учебный план

для детей с умеренной умственной отсталостью

КГКОУ ШИ  14 г. Амурска

на 2016-2017 учебный год

5-9 классы

 

Учебные предметы Число учебных часов в неделю
5 6 7 8 9
Развитие речи и коммуникация 2 2 2 2 2
Письмо 3 3 3 3 3
Чтение 2 2 2 2 2
Математика 3 3 3 3 3
Живой мир (животные, растения). 2 2 2
Человек 1 1
География 1 1
История 1 1 1
Музыка и пение 2 2 2 2 2
Изобразительная деятельность 2 2 2 2 2
Физкультура 2 2 2 2 2
Трудовое обучение 4 4 4 4 6
ОБЖ 1 1 1 1 1
Социально-бытовая ориентировка 2 2 2 2 2
Всего часов: 25 25 26 26 28
Коррекционная подготовка:

Логопедические занятия,

формирование коммуникативных умений

4 4 4
ЛФК 1 1 1
Развитие психомоторных и сенсорных процессов 1 1 1
Коммуникация, правила социального поведения. 2 2

Пояснительная записка к учебным планам 5-9 классах для детей с умеренной умственной отсталостью

Пояснительная записка

к учебным планам для детей с умеренной умственной отсталостью

КГКОУ ШИ 14

5-9 классах на 2016-2017 учебный год

Организационные и гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса, максимальная нагрузка на обучающихся устанавливаются в соответствии с действующими санитарными правилами.

Начало и продолжительность учебного года и каникул устанавливается в соответствии со сроками, действующими для всех общеобразовательных учреждений.

Продолжительность урока в 5-9 классах – 45 минут.

Базисный учебный план включает в себя общеобразовательные предметы, содержание которых адаптировано к возможностям умственно отсталых детей, а также специфические коррекционные предметы, индивидуальные и групповые коррекционные занятия.

Содержание учебных дисциплин имеют:

  • четко выраженную практическую направленность на приобретение жизненно необходимых адаптивных умений и навыков;
  • учебный материал максимально связывается с реальной жизнью ребенка, что повышает мотивацию к обучению, формирует познавательные интересы;

Используются специальные методические приемы обучения и специальные учебные пособия, увеличивается частота обращения к одной и той же учебной информации на разных учебных предметах.

Одной из главных задач обучения и воспитания является подготовка лиц с умственной отсталостью к трудовой занятости, в доступной для них сфере деятельности. Трудовая подготовка включает в себя:

  • выработку определенных трудовых навыков;
  • способность к длительным трудовым усилиям;
  • формирование отношения к труду как нравственной норме и источнику средств существования;
  • воспитание трудолюбия, терпения и настойчивости;
  • умение соотносить свои желания и собственные возможности;
  • умение действовать по инструкции;
  • обучение культуре труда и служебных отношений.

На коррекционные (индивидуальные и групповые) занятия по логопедии и формированию коммуникативных умений, ЛФК, развитию психомоторики и сенсорных процессов по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня. Их продолжительность 15-25 минут на индивидуальное занятие или одну группу.

Группы комплектуются с учетом однородности и выраженности речевых, двигательных и других нарушений, а на занятия ЛФК – в соответствии с медицинскими показателями.

В первую половину дня допустимо в некоторых случаях брать детей:

  • на занятия по логопедии – с уроков чтения и развития речи;
  • на занятия по ЛФК – с уроков физкультуры.

Часы коррекционных занятий входят в общее число часов к финансированию.