Выступление на МО классных руководителей по теме

Аддиктивное поведение учащихся с интеллектуальными нарушениями

Доклад подготовил: Забильская А.А. (классный руководитель)

 Здесь грань между светом и тьмою
Размыта, запущена в вечность.
Здесь можно остаться собою,
Уплыть в никуда, в бесконечность.
Здесь можно… А лучше не надо,
Испытывать чьё-то терпенье…
Здесь можно… Средь нитей разлада
Рассудок забыть к сожаленью!(?)

(Виталия)

Зависимое поведение личности представляет собой серьёзную социальную проблему, поскольку в выраженной форме может иметь такие негативные последствия, как утрату работоспособности, конфликты с окружающими, совершение преступлений. Кроме того, это наиболее распространённый вид девиации, так или иначе затрагивающий любую семью.

Аддикция – это способ приспособления к сложным для индивида условиям деятельности и общения, то «пространство», которое позволяет «отдохнуть», «порадоваться» и опять вернуться (если получится) к реальной жизни. Подходящий аддиктивный агент (сигарета, алкоголь, наркотик) приходит «на помощь», изменяя состояние без особых усилий, приручая человека к рабству души и тела.

Аддиктивное поведение – один из типов девиантного (отклоняющегося) поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.

Формы зависимого поведения:

  • химическая зависимость (курение, алкоголь, наркотики, токсикомания);
  • пищевая зависимость;
  • гэмблинг – игровая зависимость;
  • религиозное деструктивное поведение.

Наркотическая аддикция – болезненные состояния, характеризующиеся явлениями психической и физической зависимости, настоятельной и непреодолимой потребностью в повторном потреблении ПАВ (действия на ЦНС, стимулируют, вызывают эйфорию, изменяют восприятие окружающего).

Табакокурение, алкогольная аддикция – в основе алкогольной зависимости лежит употребление спиртосодержащих напитков. Мотивы: избавиться от подавленности, «сбросить» эмоциональную усталость, отвлечь себя от негативных раздумий, «снять» стресс и т.д.

 Токсикомания – токсикомания развивается в связи с употреблением лекарственных средств и веществ, не отнесенных к наркотическим, но также изменяющих психическое состояние человека и его поведение. Диапазон веществ с токсикологическим действием очень широк – от медикаментов (аналгетики, транквилизаторы, снотворные, стимуляторы и др.) до технических растворителей и средств бытовой химии.

Пищевые зависимости – к ним относятся такие психические расстройства, как булимия (переедание) и анорексия (добровольный отказ от пищи). Пищевая зависимость – это не только переедание и голодание, но и зависимость от вкуса: от вкуса кофе, шоколада, сливок и т.д.

Игромания и компьютерная зависимость – одной из проблем современного информационного общества является новая для педагогики проблема – игромания и компьютерная зависимость. Это увлечение комьютерными играми, интернет-технологиями, игровыми автоматами, азартными играми. Игромания – увлечение или болезнь? Психиатры утверждают – игромания лечится, но бороться с зависимостью нужно на ранней стадии. Болезнь начинается с привязанности к компьютерным играм, которая превращается в паталогию.

Особенности аддиктивной личности:

любая зависимость формируется преимущественно в подростковом возрасте у лиц с выраженными тенденциями к: самоутверждению и немедленному выполнению своих претензий; сниженной способностью к длительной целенаправленной деятельностью; демонстрационному проявлению чувств, подражанию и лжи; сниженной самооценке, способностей к совладению со стрессом и саморегуляции; склонностью к избыточному фантазированию.

Факторы, приводящие к риску употребления ПАВ среди подростков:

  • экономическое/социальное неблагополучие;
  • неблагоприятное окружение и общественная необустроенность;
  • частые перемены места жительства;
  • доступность алкоголя и наркотиков;
  • семейная предрасположенность;
  • неумелость и непоследовательность в воспитании;
  • склонность к антисоциальному поведению и гиперактивности;
  • неуспеваемость, отсутствие желания продолжать обучение в школе;
  • протест и риск в подростковом возрасте;
  • общение с пьющими и употребляющими наркотики сверстниками;
  • положительное отношение к алкоголю и наркотикам;
  • СМИ.

Причины употребления ПАВ:

не способность ребенка решить свою проблему! Подросток оказывается беспомощным перед захлестывающими его отрицательными состояниями и прибегает к изменению своего состояния химическим путем.

Как происходит формирование зависимого поведения?

Контакт с завимостью – нерегулярное употребление – регулярное употребление – злоупотребление – зависимое поведение.

Направления профилактической работы с детьми:

  1. Пропаганда здорового образа жизни, позитивных установок;
  2. Обучение, воспитание и развитие способности к самостоятельному, цивилизованному и эффективному способу преодоления сложных жизненных ситуаций;
  3. Снижение внушаемости (в процессе тренингов, игр различных форм терапии);
  4. Формирование способности к саморегуляции; саморефлекции.

ВАЖНО!

  1. Быть примером!
  2. Помочь детям развить умение вести здоровый продуктивный образ жизни;
  3. Помочь детям обрести ориентиры на будущее (образование, семья )
  4. Помочь детям научиться общаться со сверстниками и противостоять дурному влиянию со стороны;

 

В жизни каждый из нас выбирает свой путь
Кто-то хочет “забыть”, кто-то хочет “вернуть”.
В дебрях каждой души ищем «страшный секрет».

Источник фото: Неврозы у подростков: симптомы, лечение

0 ответы

Ответить

Хотите присоединиться к обсуждению?
Не стесняйтесь вносить свой вклад!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.