Работа по профессиональной ориентации (Профориентация) выпускников.

Выпускникам, выходящим из интернатного учреждения, трудно   адаптироваться в обществе, поскольку они отличаются небольшим практическим опытом и слабым его осмыслением, интуитивностью поступков, непониманием индивидуальных жизненных интересов и целей. Подростки замкнуты, с трудом находят работу и легко ее теряют. Им тяжело привыкать к трудовой дисциплине и служебным обязанностям, трудно долго находиться на рабочем месте.

Помимо черт, свойственных всем выпускникам интернатных учреждений, характерны и специфические, к которым относятся: отставание в развитии мышления, затруднения в процессе восприятия, недостаточная сформированность представлений о предметах и явлениях окружающей действительности, бедность словарного запаса.
Такие дети испытывают неуверенность в своих силах, их отличает неумение актуализировать свои способности для успешного выполнения задания. Они нуждаются в помощи со стороны взрослого, в постоянном подбадривании.

Поэтому проведение профориентационной работы в период нахождения ребенка в школе-интернате повышает его шансы на успешную адаптацию в обществе.

  • Цели работы по профессиональному самоопределению:

    • психологическая, педагогическая, информационная поддержка профессионального самоопределения детей;
    • помощь воспитанникам в определении их жизненных планов и выстраивании в соответствии с ними алгоритма действий;
    • актуализация процесса профессионального самоопределения воспитанников за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мире профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб;
    • развитие у воспитанников способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях.
  • Задачи работы по профессиональному самоопределению:

    • повышение уровня психологической компетенции воспитанников школы-интерната за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовосприятия;
    • формирование положительного отношения к самому себе, осознания своей индивидуальности, уверенности в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии;
    • формирование мотивов саморазвития, личностного роста;
    • создание условий для профориентационно значимой деятельности подростков и обеспечение возможности соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб;
    • оказание помощи в проектировании индивидуального образовательно-профессионального маршрута.

Вся  профориентационная работа направлена на формирование модели личности выпускника, как главного целевого ориентира системы. Соответствие  этой модели должно обеспечить выпускнику жизненный успех, самореализацию в личностном и профессиональном плане.

Трудовое обучение в школе-интернате с 5 по 9 классы проходит по 3 профилям: столярное дело, штукатурно-малярное дело, швейное дело.

Формирование психологической готовности воспитанников к профессиональному обучению в нашей школе начинается не с 9 класса, а гораздо раньше. Для этого используются разнообразные формы и методы профессиональной ориентации.

Основными формами профориентационной работы в школе-интернате являются:

  • уроки в школьных мастерских с сообщением определенных сведений профориентационного характера;
  • экскурсии на предприятия и в профессиональные учебные заведения;
  • выставки детских работ;
  • оформление стендов, посвященных профессиям по профилям, изучаемым в школе;
  • встречи со специалистами ПУ № 15, 18;
  • встречи с бывшими выпускниками школы-интерната, получившими начальное профессиональное образование;
  • участие в днях открытых дверей в ПУ № 15, смотрах художественной самодеятельности;
  • участие 9-классников школы-интерната в совместных конкурсах профессионального мастерства в ПУ № 15 по профессии «слесарь»;
  • различные конкурсы, соревнования в школе;
  • ежегодный месячник труда и праздник Труда в школе-интернате
  • и многие другие формы работы.

У выпускников формируются представления о профессиях, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, а также умение адекватно оценивать свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии.

Свой дальнейший образовательный маршрут наши выпускники могут продолжить после окончания школы-интерната в учреждениях начального профессионального образования Хабаровского края по следующим специальностям:

  • в «Профессиональном училище № 6» г. Хабаровска:

    • мастер столярно-плотничных и паркетных работ;
    • мастер общестроительных работ;
    • мастер отделочных строительных работ.
  • в «Профессиональном училище № 18» г. Комсомольска-на-Амуре:

    • мастер столярно-плотничных и паркетных работ;
    • мастер общестроительных работ;
    • мастер отделочных строительных работ;
    • обувщик (широкого профиля);
    • швея;
    • повар.
  • в Амурском политехническом техникуме г. Амурска:

    • мастер отделочных строительных работ;
    • слесарь.

Для знакомства с миром профессий, формирования первоначальных представлений о данной сфере профессиональной деятельности, ознакомления с требованиями профессии к человеку, путями получения

профессий  проводятся  встречи с профессионалами-мастерами ПУ, посещение Дней открытых дверей учебных заведений и экскурсий на предприятия и учреждения начального профессиональногообразования (ПУ № 18, Амурский политехнический техникум).

Традиционными стали экскурсии наших 9-классников в Амурский политехнический техникум г. Амурска. Нас гостеприимно встречают мастера, представители администрации. Организуется ознакомительная экскурсия по учебному корпусу, мастерским, общежитию. Опытные мастера знакомят ребят с особенностями профессии, требованиями к ней, условиями обучения, социальными гарантиями для детей из числа сирот и оставшихся без родительского попечения. Устраиваются дружеские спортивные соревнования по баскетболу и футболу, конкурсы профмастерства, в которых принимают участие и наши ребята, проводятся чаепития.

Такая неформальная, ближе к семейной, обстановка сближает ребят, раскрепощает их, способствует скорейшему профессиональному самоопределению и выбору дальнейшего образовательного маршрута.

Несколько лет подряд в конце учебного года (в мае) наши выпускники приезжают на экскурсиюв ПУ № 18 г. Комсомольска-на-Амуре. На ознакомительной беседе мастера и преподаватели
рассказывают о профессиях: мастер отделочных строительных работ, мастер столярно-плотничных и паркетных работ, обувщик, швея, кондитер. Далее проводится экскурсия по учебным кабинетам и мастерским, общежитию, комнате психологической разгрузки, комнатам отдыха, тренажерному залу.

В ходе экскурсии 9-классники знакомятся с предметами, средствами, орудиями труда,  рабочими местами, условиями обучения и возможностями развития своих творческих способностей, а некоторые определяют свой профессиональный выбор.

О результатах работы педагогического коллектива по профессиональной ориентации учащихся 9 классов говорят следующие показатели:

  • В 2011 году из 23 выпускников 20 (87%) поступили на обучение в ПУ:
  • В ПУ № 15 – 19 чел, в ПУ № 18 – 1 чел.
  • В 2012 году из 28 выпускников 24(85,7%) поступили на обучение в ПУ:
  • в ПУ № 15 – 18 чел, в ПУ № 18 – 6 чел.
  • В 2013 году из 22 выпускников 21(95,4%) поступили на обучение в ПУ:

Педагоги школы-интерната делают  всё, чтобы наши выпускники к окончанию школы-интерната были психологически подготовлены к сознательному выбору будущей профессии.